ДЫХАТЕЛЬНАЯ МЕДИТАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
В настоящее время увеличилось количество
раздражителей и уменьшилось количество возможностей снятия напряжения,
которое накапливается в теле до тех пор, пока не находит выхода в виде
головных болей, болей в спине или общего ослабления иммунной системы
организма, снижения тонуса, усталости, сонливости, апатичного
состояния. Потом врачи ставят диагноз «синдром хронической усталости»,
целители – «сглаз», «порча», родные и близкие – «невроз». Боли,
дисфункция внутренних органов часто зависят от привычек и стереотипов
поведения как на работе, так и в быту, от социума и индивидуальной
психологической предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Пример. Нас обидели. Хочется рвать и метать. Убить. Как это можно
было сделать 20 тысяч лет назад. И расслабиться. Цикл процесса
завершен. Стимул – действие – расслабление. Но сейчас этого нельзя.
Потерпел. Поставил защиту, а так как она ставится post Factum,
то что-то нас «зацепило». И так регулярно. А сделать ничего (физически)
нельзя. Вот и терпим. Принимаем успокоительное. Стимуляторы. Слабые
наркотики (алкоголь, кофе, табак). Лечимся от последствий приема
препаратов, которыми мы лечились от последствий приема успокоительных.
Терпим. Не выдерживаем. Заболеваем серьезно. Лечимся. И так может
продолжаться очень долго. Но только в том случае, если мы не замкнем
цикл стресса. Через осознание проблемы путем концентраций на ней
внимания: выделение ее сути, проживание ее, выполнение каких-то
действий, принятие ее как данности, «отпущения» ее и т. д. – возможен
реальный выход из тупика, в который мы себя заведи сами. Фиксация
на осмыслении: «Для чего мне ДАНА эта ситуация?»
А как относится к медитациям Русская православная церковь? Если
послушать, посмотреть, почитать современных иерархов, то складывается
впечатление, что она решительно, со всем своим авторитетом,
обрушивается на их практику, да и на самих практикующих. Если
обратиться к православной классике – «Добролюбию», то здесь можно найти
описание, которое ничуть не хуже современных психотехник.
«Вообрази свое сердце, наведи глаза свои, как бы смотрел на небо сквозь
грудъ, и как можно живее представь его, а ушами-то внимательно слушай,
как оно бьется и ударяется раз за разом. Когда к сему приспособишься,
то начинай к каждому удару сердца, смотря в него, приноравливать
молитвенные слова. Таким образом, с первым ударом сердца скажи
или подумай «Господи», со вторым – «Иисусе», с третьим – «Христе»,
с четвертым – «помилуй» и с пятым – «мя» и повторяй сие многократно.
Потом как к сему попривыкнешь, то начинай вводить и изводить всю
Иисусову молитву в сердце вместе с дыханием, как учат отцы, то есть
втягивая в себя воздух, скажем, вообрази: «Господи Иисусе Христе»,
а испуская из себя: «помилуй мя». Занимайся им почаще и побольше, и ты
в скором времени почувствуешь тонкую и приятную боль в сердце, потом
будет появляться в нем теплота и растеплевание.
Но при сем всемерно остерегайся от представлений в уме и являющихся
каких-либо видов. Не принимай вовсе никаких воображений, ибо святые
отцы крепко заповедуют при внутренней молитве сохранить безвидие, дабы
не попасть в прелесть. Когда рассеются облака, воздух показывается
чистым, когда же солнцем правды Иисусом Христовым рассеются страстные
мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидные
и звездовидные помышления по причине просвещения Иисусом Христом
воздуха сердечного».
Еще один текст, посвященный практике «умного делания»: «Итак, брате
мой, желаешь ли, чтобы молитва была твоя благоплодна – никогда
не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе
и умом, и сердцем; умом разумея и осознавая все молитвословие; сердцем
все то чувствуя».
Хоть о молитве уже написано невероятное количество тестов, тем
не менее феномен молитвы без контекста медитации объяснить невозможно.
Молитва очень проста и при этом сложна, есть молитвы длительные, а есть
и короткие, как вдох («Иисусова»). Адепты направления, которое
исповедовало тайный, мистический аспект христианства, именовались
исихастами. Во времена Антония Печерского их обвиняли в «прелести»,
в увлечении «ложными видениями».
Чтобы исцелиться, нам надо услышать Его в себе. В душе, в идеале, –
тишина, покой. Эта тишина и покой расслабляют нас и позволяют
почувствовать себя счастливыми только оттого, что мы рождены для этой
жизни. Пусть эта мысль сейчас будет для вас основной и единственной.
Примите удобную позу, лучше всего сидя на стуле. Спина прямая, руки
на коленях, ноги полусогнуты (ни в коем случае не садитесь в позу нога
на ногу!). Все мышцы тела расслаблены. Для этого все группы мышц
поочередно следует сначала напрячь, затем расслабить: мышцы бедер,
голеней, предплечий, плеч, спины, плечевого пояса, мимические мышцы
лица, мышцы глазных яблок. Убедитесь, что веки не дрожат, так как
основной признак недостаточного расслабления – напряжение век и мышц
лба.
Проверьте язык: он должен быть в полуподвешенном состоянии,
не касаться стенок полости рта. Самый же лучший способ убрать
напряжение – это улыбка, легкая, еле уловимая, как у Моны Лизы.
Попробуйте просто улыбнуться, только уголками губ. Внутренним взором
зафиксируйте эту улыбку, все ваше внимание направьте на нее,
и напряжение исчезнет как бы само собой.
Всегда, когда будете чувствовать внутреннее напряжение, улыбайтесь –
проверено, действует безотказно. Развивайте в себе привычку смотреть
на мир с улыбкой, как ребенок.
А теперь представьте себе, что перед вашими закрытыми глазами как будто
выключенный экран телевизора. Темный, погасший экран, и вы на него
смотрите. А теперь сделайте вот что: мысленно отведите глаза
от телевизора и поверните их зрачками внутрь – внутрь себя. Позвольте
вашему внутреннему взору «погулять» по вашему телу. Пусть он пройдет
по рукам, по ногам... Следите за тем, какие ощущения при этом
появляются в теле. «Погуляв» по телу, снова поверните глаза зрачками
наружу, на воображаемый темный экран телевизора перед вами. В некоторых
источниках это называют «ментальный экран».
Когда будете готовы, можете открыть глаза. Вот вы и вошли в состояние
погруженности в себя. Вы проявили внимание к своему телу –
и почувствовали, как тело отвечает. Это целительное состояние.
|